Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом
(МКОУ детский дом)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Детский дом
_______________ А.В. Мозгалёва
«21»___01_ 2014_г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о детском самоуправлении воспитанников МКОУ детский дом
«Звездная страна»
Сведения о документе
- Утверждено и введено в действие «21»__01_2014 г. Приказ № __35____
- Принято на заседании педагогического совета Протокол № 3__от «21»__01_2014_г.
2014 г.
1. Общее положение.
1.1. Детское самоуправление Учреждения руководствует в своей деятельности Конституцией РФ, действует на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанникам с соблюдением конфиденциальности получаемой о детях информации.
1.2. Детское самоуправление Учреждения является добровольным общественным формированием, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
1.3. Детское самоуправление составляют все воспитанники детского дома, достигшие 8 лет. Проблема воспитания человека, воспитание его культуры общения, развитие чувства товарищества, понимания ребёнком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей подростка, организация детского досуга является одной из значимых проблем на данном этапе развития системы образования. Органы детского самоуправления в детском доме, нужны для успешной социализации воспитанника, для содержательного продуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект и предмет своей деятельности, которые договариваются о средствах и способах реализации цели. Мы считаем, что самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Характерная черта всех подростков – стремление жить в сообществе, где тебя принимают, есть правила жизни, которые хочется принимать самим и соблюдать их, планировать, разрабатывать и организовывать коллективные творческие дела, на равных с взрослыми участвовать в управлении делами детского дома, жить и работать в коллективе, уметь управлять своими поступками. Сообщество воспитанников перерастает в детское объединение. И это возможно через обучение детей основным приёмам управленческой деятельности. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого ребёнка, является фактором социализации личности ребёнка, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребёнка. Самоуправление – это необходимая составляющая воспитательного процесса. Самоуправление - обучение всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе. Главная идея детского самоуправления – бескорыстная забота о людях, о Родине, о природе, о мире. Это забота и о самом себе, о собственном человеческом росте. Именно на этом строятся наши основные ценности, наша идеология.
2. Цели и задачи
2.1 Основная цель – социализация личности, ее устойчивое моральное становление, укрепление духовного и физического здоровья, разработка и реализация стратегии и тактики детского самоуправления, повышение положительной мотивации воспитанников к решению проблем жизнедеятельности детского коллектива.
2.2 Задачи:
- Выработка и укрепление правильного подхода ко всем явлениям общественной жизни, развитие социальных навыков поведения и установка на самостоятельное решение проблемных ситуаций;
- Развитие сотрудничества, сотворчества и взаимной ответственности в совместных делах различных возрастных групп, учить взаимодействию с государственными и другими социальными институтами.;
- Приобретение воспитанниками опыта социально-общественной, коллективной, творческой деятельности;
- Создание условий для успешного самовыражения, самореализации ребенка, воспитанника детского дома;
- Оказание помощи детям и подросткам в осваивании трудовых, героических и духовных традиций своего народа, привлекать детей и подростков к защите и возрождению природы родного края, воспитывать чувство любви к Родине;
3. Права и обязанности воспитанников
3.1. Все воспитанники детского дома – члены детского самоуправления – имеют равные права:
- обсуждать и вносить предложения на групповых и общих собраниях по всем вопросам жизни и деятельности детского дома;
- выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранными в выборные органы – Совет самоуправления;
- пользоваться поддержкой, защитой и помощью Совета самоуправления;
- вносить на рассмотрение Совета самоуправления предложения по развитию детского самоуправления Учреждения;
- получать полную информацию о деятельности детского самоуправления Учреждения;
- объединяться внутри Учреждения в любые звенья, группы, союзы, клубы и.т.д., не противоречащие своей деятельности целям и задачам детского самоуправления.
3.2. Члены детского самоуправления Учреждения обязаны:
- участвовать в общих собраниях воспитанников; - выполнять Устав Учреждения;
- показывать пример в учебе, труде, беречь собственность детского дома, - соблюдать учебную и трудовую дисциплину;
- изучать историю Отечества, быть патриотом Родины, закалять себя физически;
- быть честным, скромным, чутким и внимательным к людям;
- выполнять решения общего собрания воспитанников.
4. Организация и структура детского самоуправления в детском доме 4.1. Высшим органом самоуправления является общее собрание воспитанников. На общем собрании подводятся итоги главных дел года уходящего и определяются перспективы предстоящего года, корректируется структура органов детского самоуправления. Решения общего собрания обязательны для всех воспитанников. К компетенции Общего собрания относятся вопросы:
- избрание Совета воспитанников, определение его количественного состава; - заслушивание и утверждение отчета Председателя Совета, отчетов членов Совета – актива групп;
- принятие изменений и дополнений в настоящее Положение о детском самоуправлении;
- принятие решения об участии в деятельности других организаций и союзов; - принятие решения о созыве внеочередного общего собрания.
4.3. Рабочим, постоянно действующим между общими собраниями органом, является координирующий орган всей текущей работы – Совет самоуправления воспитанников, количественный состав, которого вправе самостоятельно определять коллектив воспитанников детского дома. В соответствии с основным содержанием жизнедеятельности воспитанников Совет самоуправления образует министерства, в состав которых входят воспитанники, ответственные заданное направление в группе. Министерства возглавляются министрами. Выделяются:
• министерство образования,
• министерство культуры и спорта,
• министерство труда и занятости,
• министерство здоровья,
• министерство порядка.
В состав Совета входят директор, заместитель директора детского
дома по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор,
педагог-психолог.
4.4. Совет самоуправления воспитанников является исполнительным органом и наделен правом решать особо важные задачи, решения, принимаемые на Совете, заносятся в протокол. Решения совета воспитанников обязательны для всех воспитанников детского дома.
4.5. Лидер совета воспитанников избирается из числа членов совета воспитанников, координирует работу учебной, хозяйственно-трудовой, санитарной, культурно-массовой комиссий, которые избираются на Общем собрании воспитанников.
4.6 Основу самоуправления составляют первичные коллективы – группы. Высшим органом управления в групповом коллективе между общими собраниями, Советом воспитанников является – актив группы. В состав актива группы входят:
1. Командир группы – отвечает за работу группового коллектива, представляет интересы группы на Совете воспитанников.
2. Заместитель командира – выполняет обязанности командира в случае его отсутствия.
3. Ответственный за образование – контролирует успеваемость в группе.
4. Культура и досуг – помогает воспитателю в организации воспитательной работы в группе.
5. Физорг – следит за проведением спортиных мероприятий в группе, утренней зарядки.
6. Санпост – следит за санитарным состоянием в группе.
Каждый член актива отвечает за одно из основных направлений работы и отчитывается о проделанной работе перед групповым собранием. У каждого из членов актива группы могут быть помощники из воспитанников группы, проявляющих интерес к данному направлению работы. Воспитатель помогает, в меру необходимости, групповому активу в его работе рекомендациями, деловыми предложениями. Групповой актив собирается не реже одного раза в месяц. Каждый член группового коллектива обязан выполнять поручения, данные ему активом группы. Данная модель самоуправления опирается на:
• Реальные возможности , исходя из контингента воспитанников;
• Основные нормативные документы детского дома, не противоречат им;
• Сохранение и приумножение традиций детского дома;
• Простоту внедрения проекта в жизнь;
• Вовлечение в процесс самоуправления воспитанников.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому детское самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации воспитанников.
Групповое собрание воспитанников:
- составляет план работы на год;
- отвечает за организацию детского самоуправления;
- следит за соблюдением правил и обязанностей воспитанников;
- принимает участие в решении некоторых хозяйственных вопросов: покупке одежды, обуви, предметов обихода для воспитанников и их распределении;
- принимает участие в организации и планировании сельскохозяйственных работ;
- планирует и проводит различные мероприятия;
- самостоятельно выносит решения о поощрении и наказании членов объединения в рамках своей компетенции.
Председатель Совета воспитанников:
- руководит текущей работой Совета;
- несет ответственность за выполнение поставленных перед Советом задач;
- обеспечивает выполнение решений общего собрания воспитанников;
- обеспечивает контроль и выполнение решений Совета воспитанников; - готовит ежегодный отчет и выступает с ним на общем собрании воспитанников.
Работу объединения осуществляют ответственные по направлениям члены Совета воспитанников.
Функции членов Совета воспитанников:
Учебное направление:
- заботится о содержании в порядке учебников, учебных и письменных принадлежностей, наглядных пособий, книг для чтения;
- оказывает посильную товарищескую помощь отстающим в учебе;
- еженедельно контролирует успеваемость воспитанников Учреждения; - ежемесячно составляет табель успеваемости детей, воспитанников детского дома.
Хозяйственно-трудовое и Санитарное направление:
- содействует наилучшему выполнению детьми трудовых заданий, поддержанию порядка в жилых помещениях и на территории Учреждения;
- содействует сохранению в порядке одежды, обуви, мебели, постельных принадлежностей и других предметов быта и обихода воспитанников;
- ведет учет и контроль количества и качества выполняемой детьми работы;
- организует и проводит все важнейшие санитарно-гигиенические мероприятия:
- содержание в образцовом порядке всех помещений детского дома; - систематическое проветривание всех помещений;
- наблюдение за личной гигиеной воспитанников;
- проведение санитарных дней;
- помощь в организации физкультурных часов и проведении утренней гимнастики.
Культурно-массовое направление:
- объединяет работу кружков;
- организует и проводит праздники, вечера и др. культмассовые мероприятия;
- содействует художественному оформлению помещений к праздникам;
- отвечает за сохранность музыкальных инструментов и музыкально- усиливающей аппаратуры;
- организует по поручению Совета детского самоуправления показ достижений кружков и отдельных детей.
- отвечает за издание стенных газет и наглядной агитации работы детского самоуправления;
6. Основные формы и методы работы детского самоуправления
• Заседания Совета воспитанников;
• Участие в работе общего собрания воспитанников;
• Участие в работе актива группы;
• Участие в работе Совета профилактики;
• Проведение благотворительных и иных акций;
• Проведение социологических опросов;
• Участие в работе творческих групп;
• Проведение круглых столов;
• КТД: КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в тоже время основное воспитательное средство (инструмент коммунарской методики). /Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, Педагогика, 1989 год./ При проведении КТД наиболее ярко проявляются - соуправление и самоуправление. Через советы дела (при подготовке любого КТД), каждый воспитанник может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно меняется и обновляется, предоставляется возможность каждому желающему попробовать свои силы. Коллективными творческими делами являются:
Организаторские: собрание, сборы
Трудовые: трудовые десанты, акции
Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры
Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования
Эстетической направленности: праздники, вечера
Какое, где и когда провести творческое дело решает орган самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела из числа энтузиастов на добровольной основе. Совет дела продумывает полностью содержание и организует воспитанников на проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения, руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят предложения на будущее. Организация коллективной творческой деятельности проходит в несколько этапов, которые видоизменяются и дополняются исходя из целей и задач детского дома.
• На первом этапе, педагоги, непосредственно отвечающие за подготовку дела, отталкиваясь от предыдущего уже накопленного опыта, продумывают содержание нового дела, выдвигают различные идеи
. • На втором этапе проводится коллективное планирование. Здесь собираются педагоги и члены детского совета, работа проводится в группах. Здесь звучат идеи детей, предлагается точка зрения воспитателей. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание и рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке и проведении дела, составляется план подготовки.
• На третьем этапе идёт коллективная подготовка дела. Для подготовки и проведения любого КТД создаётся специальный орган – Совет дела. Данное объединение действует только во время подготовки и проведении КТД.
• На четвёртом этапе проводится коллективное творческое дело. КТД проводится в форме игры. Здесь сообщаются тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Цель данного этапа – накопление знаний, умений. На этом этапе, каждый воспитанник может найти себе дело по душе (изготовить поделку, сшить костюм, написать сценарий праздника и. т. д.). Результат данного этапа – выпуск тематических газет, плакатов - молний, изготовление поделок и другое. Заканчивается этап выставкой творческих работ (работы индивидуальные, групповые, коллективные), викториной и игровым КТД. Участники конкурсов получают благодарственные письма за лучшую творческую работу, номинантам конкурса вручаются дипломы.
• На пятом этапе проводится коллективное подведение итогов. Здесь оцениваются результаты работы, соотношение полученного результата и запланированного. Обсуждаются вопросы: Как было организовано КТД? Что мы узнали друг о друге? Что сделал лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи и вклад каждого воспитанника. Происходит осознание своего «я», осмысление своего места в жизни, идёт активный поиск нравственных ориентиров. К работе привлечены все педагогические сотрудники детского дома, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду, физической культуре, музыкальный руководитель.
• Дежурство – важная форма самоуправления, как в группе, так и в детском доме. Особенность дежурства в том, что через этот орган власти проходят поочередно все без исключения воспитанники, все могут почувствовать права и обязанности человека, наделенного определенными полномочиями, властью. Старший дежурный выбирается коллективом воспитанников Детского дома и воспитателей, или в случае необходимости, назначается руководством Детского дома сроком на полугодие.
ДЕЖУРНАЯ ГРУППА ОБЯЗАНА:
- Обеспечивать и ведение журнала дежурства по Детскому дому;
- Обеспечивать чистоту и порядок в детском доме;
- Оказывать необходимую помощь воспитателям, администрации в организации дел;
ДЕЖУРНАЯ ГРУППА ОТВЕЧАЕТ:
- за сохранность журнала дежурства;
- за санитарное состояние помещений Детского дома;
- за дежурство воспитанников;
- за передачу информации, которая озвучивается на еженедельной линейке воспитанников, Итоги дежурства подводятся 1 раз в неделю по субботам за истекшую календарную неделю. Результаты дежурства групп учитываются при подведении итогов соревнования между группами за месяц Организация обучения актива.
• Система подготовки актива детского самоуправления;
• Анкетирование;
• Тренинги;
• Деловые и ролевые игры;
• Дебаты.
6.1. Традиционные дела детского самоуправления Учреждения:
- акция добрых дел;
- помощь ветеранам;
- организация дежурства по детскому дому; - организация работы на приусадебном участке;
- участие в социальном проектировании.
6.2. Традиционные праздники, проводимые детским самоуправлением: - День учителя.
- Новогодний праздник
- 23 февраля.
- 8 марта.
- 1 апреля
– День рождения детского дома (День самоуправления);
- 1 июня «День защиты детей»
7. Взаимодействие детского самоуправления.
7.1 Детское самоуправление Учреждения работает во взаимодействии с администрацией и педагогическим коллективом Учреждения.
7.2. Детское самоуправление сотрудничает с Домом культуры им. Горького, ДК «Юбилейный», ЦГК, физкультурно-оздоровительным комплексом ФОК ООО «Романтика», ДЮСШ им. Воронина, ДЮСШ по горным лыжам и сноуборду, СК «Энергетик» опирается на их помощь и поддержку.
7.3. Детское самоуправление взаимодействует с муниципальным управлением образования, другими государственными и общественными организациями в соответствии со своими целями и задачами.
8. Прекращение деятельности
8.1. Деятельность детского самоуправления может быть прекращена по принятию соответствующего решения общего собрания воспитанников учреждения, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 субъектов и в порядке, предусмотренном законодательством
9. Документация
9.1. К документации детского самоуправления учреждения относится:
- Протокол собраний Совета воспитанников;