Приветствую Вас, Гость

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  - детский дом

(МКОУ детский дом)

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Детский дом

_______________ А.В. Мозгалёва

«21»___01_ 2014_г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о детском самоуправлении воспитанников МКОУ детский дом

«Звездная страна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о документе

 

 

  1. Утверждено и введено в действие «21»__01_2014 г. Приказ № __35____
  2. Принято на заседании педагогического совета Протокол № 3__от «21»__01_2014_г.

 

 

 

 

2014 г.

1. Общее положение.

1.1. Детское самоуправление Учреждения руководствует в своей деятельности Конституцией РФ, действует на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанникам с соблюдением конфиденциальности получаемой о детях информации.

1.2. Детское самоуправление Учреждения является добровольным общественным формированием, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

1.3. Детское самоуправление составляют все воспитанники детского дома, достигшие 8 лет. Проблема воспитания человека, воспитание его культуры общения, развитие чувства товарищества, понимания ребёнком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей подростка, организация детского досуга является одной из значимых проблем на данном этапе развития системы образования. Органы детского самоуправления в детском доме, нужны для успешной социализации воспитанника, для содержательного продуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект и предмет своей деятельности, которые договариваются о средствах и способах реализации цели. Мы считаем, что самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который даёт возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Характерная черта всех подростков – стремление жить в сообществе, где тебя принимают, есть правила жизни, которые хочется принимать самим и соблюдать их, планировать, разрабатывать и организовывать коллективные творческие дела, на равных с взрослыми участвовать в управлении делами детского дома, жить и работать в коллективе, уметь управлять своими поступками. Сообщество воспитанников перерастает в детское объединение. И это возможно через обучение детей основным приёмам управленческой деятельности. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого ребёнка, является фактором социализации личности ребёнка, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребёнка. Самоуправление – это необходимая составляющая воспитательного процесса. Самоуправление - обучение всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе. Главная идея детского самоуправления – бескорыстная забота о людях, о Родине, о природе, о мире. Это забота и о самом себе, о собственном человеческом росте. Именно на этом строятся наши основные ценности, наша идеология.

 

2. Цели и задачи

2.1 Основная цель – социализация личности, ее устойчивое моральное становление, укрепление духовного и физического здоровья, разработка и реализация стратегии и тактики детского самоуправления, повышение положительной мотивации воспитанников к решению проблем жизнедеятельности детского коллектива.

2.2 Задачи:

-        Выработка и укрепление правильного подхода ко всем явлениям общественной жизни, развитие социальных навыков поведения и установка на самостоятельное решение проблемных ситуаций;  

-        Развитие сотрудничества, сотворчества и взаимной ответственности в совместных делах различных возрастных групп, учить взаимодействию с государственными и другими социальными институтами.;

-        Приобретение воспитанниками опыта социально-общественной, коллективной, творческой деятельности;

 -       Создание условий для успешного самовыражения, самореализации ребенка, воспитанника детского дома;

-        Оказание помощи детям и подросткам в осваивании трудовых, героических и духовных традиций своего народа, привлекать детей и подростков к защите и возрождению природы родного края, воспитывать чувство любви к Родине;

3. Права и обязанности воспитанников

3.1. Все воспитанники детского дома – члены детского самоуправления – имеют равные права:

- обсуждать и вносить предложения на групповых и общих собраниях по всем вопросам жизни и деятельности детского дома;

- выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранными в выборные органы – Совет самоуправления;

- пользоваться поддержкой, защитой и помощью Совета самоуправления;

 - вносить на рассмотрение Совета самоуправления предложения по развитию детского самоуправления Учреждения;

- получать полную информацию о деятельности детского самоуправления Учреждения;

- объединяться внутри Учреждения в любые звенья, группы, союзы, клубы и.т.д., не противоречащие своей деятельности целям и задачам детского самоуправления.

3.2. Члены детского самоуправления Учреждения обязаны:

- участвовать в общих собраниях воспитанников; - выполнять Устав Учреждения;

- показывать пример в учебе, труде, беречь собственность детского дома, - соблюдать учебную и трудовую дисциплину;

- изучать историю Отечества, быть патриотом Родины, закалять себя физически;

- быть честным, скромным, чутким и внимательным к людям;

- выполнять решения общего собрания воспитанников.

4. Организация и структура детского самоуправления в детском доме 4.1. Высшим органом самоуправления является общее собрание воспитанников. На общем собрании подводятся итоги главных дел года уходящего и определяются перспективы предстоящего года, корректируется структура органов детского самоуправления. Решения общего собрания обязательны для всех воспитанников. К компетенции Общего собрания относятся вопросы:

- избрание Совета воспитанников, определение его количественного состава; - заслушивание и утверждение отчета Председателя Совета, отчетов членов Совета – актива групп;

- принятие изменений и дополнений в настоящее Положение о детском самоуправлении;

- принятие решения об участии в деятельности других организаций и союзов; - принятие решения о созыве внеочередного общего собрания.

4.3. Рабочим, постоянно действующим между общими собраниями органом, является координирующий орган всей текущей работы – Совет самоуправления воспитанников, количественный состав, которого вправе самостоятельно определять коллектив воспитанников детского дома. В соответствии с основным содержанием жизнедеятельности воспитанников Совет самоуправления образует министерства, в состав которых входят воспитанники, ответственные заданное направление в группе. Министерства возглавляются министрами. Выделяются:

• министерство образования,

• министерство культуры и спорта,

• министерство труда и занятости,

• министерство здоровья,

• министерство порядка.

В состав Совета входят директор, заместитель директора детского

дома по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор,

педагог-психолог.

 

4.4. Совет самоуправления воспитанников является исполнительным органом и наделен правом решать особо важные задачи, решения, принимаемые на Совете, заносятся в протокол. Решения совета воспитанников обязательны для всех воспитанников детского дома.

4.5. Лидер совета воспитанников избирается из числа членов совета воспитанников, координирует работу учебной, хозяйственно-трудовой, санитарной, культурно-массовой комиссий, которые избираются на Общем собрании воспитанников.

 4.6 Основу самоуправления составляют первичные коллективы – группы. Высшим органом управления в групповом коллективе между общими собраниями, Советом воспитанников является – актив группы. В состав актива группы входят:

1. Командир группы – отвечает за работу группового коллектива, представляет интересы группы на Совете воспитанников.

2. Заместитель командира – выполняет обязанности командира в случае его отсутствия.

3. Ответственный за образование – контролирует успеваемость в группе.

4. Культура и досуг – помогает воспитателю в организации воспитательной работы в группе.

 5. Физорг – следит за проведением спортиных мероприятий в группе, утренней зарядки.

6. Санпост – следит за санитарным состоянием в группе.

Каждый член актива отвечает за одно из основных направлений работы и отчитывается о проделанной работе перед групповым собранием. У каждого из членов актива группы могут быть помощники из воспитанников группы, проявляющих интерес к данному направлению работы. Воспитатель помогает, в меру необходимости, групповому активу в его работе рекомендациями, деловыми предложениями. Групповой актив собирается не реже одного раза в месяц. Каждый член группового коллектива обязан выполнять поручения, данные ему активом группы. Данная модель самоуправления опирается на:

• Реальные возможности , исходя из контингента воспитанников;

• Основные нормативные документы детского дома, не противоречат им;

• Сохранение и приумножение традиций детского дома;

• Простоту внедрения проекта в жизнь;

• Вовлечение в процесс самоуправления воспитанников.

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому детское самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации воспитанников.

Групповое собрание воспитанников:

- составляет план работы на год;

- отвечает за организацию детского самоуправления;

 - следит за соблюдением правил и обязанностей воспитанников;

- принимает участие в решении некоторых хозяйственных вопросов: покупке одежды, обуви, предметов обихода для воспитанников и их распределении;

- принимает участие в организации и планировании сельскохозяйственных работ;

- планирует и проводит различные мероприятия;

- самостоятельно выносит решения о поощрении и наказании членов объединения в рамках своей компетенции.

Председатель Совета воспитанников:

- руководит текущей работой Совета;

- несет ответственность за выполнение поставленных перед Советом задач;

- обеспечивает выполнение решений общего собрания воспитанников;

- обеспечивает контроль и выполнение решений Совета воспитанников; - готовит ежегодный отчет и выступает с ним на общем собрании воспитанников.

Работу объединения осуществляют ответственные по направлениям члены Совета воспитанников.

Функции членов Совета воспитанников:

Учебное направление:

- заботится о содержании в порядке учебников, учебных и письменных принадлежностей, наглядных пособий, книг для чтения;

- оказывает посильную товарищескую помощь отстающим в учебе;

- еженедельно контролирует успеваемость воспитанников Учреждения; - ежемесячно составляет табель успеваемости детей, воспитанников детского дома.

Хозяйственно-трудовое и Санитарное направление:

- содействует наилучшему выполнению детьми трудовых заданий, поддержанию порядка в жилых помещениях и на территории Учреждения;

 - содействует сохранению в порядке одежды, обуви, мебели, постельных принадлежностей и других предметов быта и обихода воспитанников;

 - ведет учет и контроль количества и качества выполняемой детьми работы;

- организует и проводит все важнейшие санитарно-гигиенические мероприятия:

- содержание в образцовом порядке всех помещений детского дома; - систематическое проветривание всех помещений;

- наблюдение за личной гигиеной воспитанников;

- проведение санитарных дней;

- помощь в организации физкультурных часов и проведении утренней гимнастики.

 Культурно-массовое направление:

- объединяет работу кружков;

- организует и проводит праздники, вечера и др. культмассовые мероприятия;

- содействует художественному оформлению помещений к праздникам;

- отвечает за сохранность музыкальных инструментов и музыкально- усиливающей аппаратуры;

- организует по поручению Совета детского самоуправления показ достижений кружков и отдельных детей.

- отвечает за издание стенных газет и наглядной агитации работы детского самоуправления;

6. Основные формы и методы работы детского самоуправления

• Заседания Совета воспитанников;

• Участие в работе общего собрания воспитанников;

 • Участие в работе актива группы;

• Участие в работе Совета профилактики;

• Проведение благотворительных и иных акций;

• Проведение социологических опросов;

• Участие в работе творческих групп;

• Проведение круглых столов;

• КТД: КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в тоже время основное воспитательное средство (инструмент коммунарской методики). /Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, Педагогика, 1989 год./ При проведении КТД наиболее ярко проявляются - соуправление и самоуправление. Через советы дела (при подготовке любого КТД), каждый воспитанник может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно меняется и обновляется, предоставляется возможность каждому желающему попробовать свои силы. Коллективными творческими делами являются: 

Организаторские: собрание, сборы 

Трудовые: трудовые десанты, акции

 Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры

 Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования 

Эстетической направленности: праздники, вечера

Какое, где и когда провести творческое дело решает орган самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела из числа энтузиастов на добровольной основе. Совет дела продумывает полностью содержание и организует воспитанников на проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения, руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят предложения на будущее. Организация коллективной творческой деятельности проходит в несколько этапов, которые видоизменяются и дополняются исходя из целей и задач детского дома.

• На первом этапе, педагоги, непосредственно отвечающие за подготовку дела, отталкиваясь от предыдущего уже накопленного опыта, продумывают содержание нового дела, выдвигают различные идеи

. • На втором этапе проводится коллективное планирование. Здесь собираются педагоги и члены детского совета, работа проводится в группах. Здесь звучат идеи детей, предлагается точка зрения воспитателей. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание и рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке и проведении дела, составляется план подготовки.

• На третьем этапе идёт коллективная подготовка дела. Для подготовки и проведения любого КТД создаётся специальный орган – Совет дела. Данное объединение действует только во время подготовки и проведении КТД.

• На четвёртом этапе проводится коллективное творческое дело. КТД проводится в форме игры. Здесь сообщаются тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Цель данного этапа – накопление знаний, умений. На этом этапе, каждый воспитанник может найти себе дело по душе (изготовить поделку, сшить костюм, написать сценарий праздника и. т. д.). Результат данного этапа – выпуск тематических газет, плакатов - молний, изготовление поделок и другое. Заканчивается этап выставкой творческих работ (работы индивидуальные, групповые, коллективные), викториной и игровым КТД. Участники конкурсов получают благодарственные письма за лучшую творческую работу, номинантам конкурса вручаются дипломы.

• На пятом этапе проводится коллективное подведение итогов. Здесь оцениваются результаты работы, соотношение полученного результата и запланированного. Обсуждаются вопросы: Как было организовано КТД? Что мы узнали друг о друге? Что сделал лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи и вклад каждого воспитанника. Происходит осознание своего «я», осмысление своего места в жизни, идёт активный поиск нравственных ориентиров. К работе привлечены все педагогические сотрудники детского дома, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду, физической культуре, музыкальный руководитель.

 • Дежурство – важная форма самоуправления, как в группе, так и в детском доме. Особенность дежурства в том, что через этот орган власти проходят поочередно все без исключения воспитанники, все могут почувствовать права и обязанности человека, наделенного определенными полномочиями, властью. Старший дежурный выбирается коллективом воспитанников Детского дома и воспитателей, или в случае необходимости, назначается руководством Детского дома сроком на полугодие.

ДЕЖУРНАЯ ГРУППА ОБЯЗАНА:

- Обеспечивать и ведение журнала дежурства по Детскому дому;

 - Обеспечивать чистоту и порядок в детском доме;

- Оказывать необходимую помощь воспитателям, администрации в организации дел;

ДЕЖУРНАЯ ГРУППА ОТВЕЧАЕТ:

- за сохранность журнала дежурства;

- за санитарное состояние помещений Детского дома;

 - за дежурство воспитанников;

- за передачу информации, которая озвучивается  на еженедельной линейке воспитанников, Итоги дежурства подводятся 1 раз в неделю по субботам за истекшую календарную неделю. Результаты дежурства групп учитываются при подведении итогов соревнования между группами за месяц Организация обучения актива.

• Система подготовки актива детского самоуправления;

• Анкетирование;

 • Тренинги;

• Деловые и ролевые игры;

• Дебаты.

6.1. Традиционные дела детского самоуправления Учреждения:

- акция добрых дел;

 - помощь ветеранам;

 - организация дежурства по детскому дому; - организация работы на приусадебном участке;

- участие в социальном проектировании.

 6.2. Традиционные праздники, проводимые детским самоуправлением: - День учителя.

- Новогодний праздник

- 23 февраля.

- 8 марта.

- 1 апреля

 – День рождения детского дома (День самоуправления);

- 1 июня «День защиты детей»

7. Взаимодействие детского самоуправления.

7.1 Детское самоуправление Учреждения работает во взаимодействии с администрацией и педагогическим коллективом Учреждения.

 7.2. Детское самоуправление сотрудничает с Домом культуры им. Горького, ДК «Юбилейный», ЦГК, физкультурно-оздоровительным комплексом ФОК ООО «Романтика», ДЮСШ им. Воронина, ДЮСШ по горным лыжам и сноуборду, СК «Энергетик» опирается на их помощь и поддержку.

7.3. Детское самоуправление взаимодействует с муниципальным управлением образования, другими государственными и общественными организациями в соответствии со своими целями и задачами.

 8. Прекращение деятельности

8.1. Деятельность детского самоуправления может быть прекращена по принятию соответствующего решения общего собрания воспитанников учреждения, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 субъектов и в порядке, предусмотренном законодательством

9. Документация

9.1. К документации детского самоуправления учреждения относится:

 - Протокол собраний Совета воспитанников;