Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом
(МКОУ Детский дом)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Детский дом
_______________ А.В. Мозгалёва
«___»_______ 201__г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ
Сведения о документе
- Утверждено и введено в действие «15» 01____2013_г. приказ № 32-А_
- Принято на педагогическом совете Протокол № 5_____ от «15_»___01__2013__г.
2013_ г.
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии:
с Законом РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона № 122 - ФЗ от 22.08.04,Типовым положением об образовательном учреждении, Письмом Министерства образования РФ «Об обеспечении инспекционно - контрольной деятельности» № 22-06-874 от 10.09.99,Уставом Детского дома и регламентирует содержание и порядок проведения внутреннего контроля администрацией.
1.2. Внутренний контроль - главный источник информации и диагностики состояния образовательно-воспитательного процесса основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутренним контролем понимается проведение членами администрации детского дома наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками детского дома законодательных и иных нормативно - правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, детского дома в области образования.
Внутренний контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.
- Положение о внутреннем контроле утверждается Педагогическим советом,
имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. Целью внутреннего контроля является:
- совершенствование уровня деятельности образовательного учреждения;
- повышение мастерства воспитателей;
- улучшение качества образования в школе;
3. Задачи внутреннего контроля:
-осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования и воспитания;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательно-воспитательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;
- анализ результатов реализации приказов в детском доме, оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;
- оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства.
4. Функции внутреннего контроля:
информационно - диагностическая, коррективно - регулятивная
Директор Детского дома и ( или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутренний контроль результатов деятельности работников по вопросам:
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых средств, в соответствии с нормативами и по назначению;
- использования методического обеспечения в образовательно-воспитательном процессе;
- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
- соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Детского дом;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся воспитанников и текущего контроля успеваемости;
- своевременности предоставления отдельным категориям воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством РФ, законодательством области и правовыми актами органов местного самоуправления;
- работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны укрепления здоровья воспитанников и работников детского дома;
- другим вопросам в рамках компетенции директора детского дома.
При оценке воспитателя в ходе внутреннего контроля учитывается:
- качество учебно - воспитательного процесса;
- выполнение воспитательных программ в полном объеме;
- уровень знаний, умений, навыков и развития воспитанников;
- степень самостоятельности воспитанников;
- владение воспитанниками общесоциальными умениями и навыками;
- качество воспитательно-образовательного процесса;
- дифференцированный подход к воспитанникам в процессе обучения;
- совместная творческая деятельность воспитателя и воспитанника, система творческой деятельности;
- создание условий, обеспечивающих процесс воспитания, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний и умений)
- способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов педагогической деятельности;
- умение скорректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт;
- умение составлять и реализовывать план своего самообразования.
5. Методы контроля над деятельностью педагогических работников
· Анкетирование
· Тестирование
· социальный опрос
· мониторинг
· наблюдение
· изучение документации
· беседа о деятельности воспитанников
· мониторинг общесоциальных умений и навыков воспитанников
· посещение занятий и мероприятий
· творческие работы воспитателей
· рефлексия педагога
. самооценка (самоанализ)
Внутренний контроль может осуществляться в виде плановых или операционных проверок, мониторинга .
Внутренний контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом - графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях воспитателей, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам воспитательно-образовательного процесса, для эффективного решения задач управления качеством воспитания (результаты воспитательно-образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организации питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно - методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства). Внутренний контроль в виде административной работы осуществляется директором Детского дома или его заместителем по учебно - воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации воспитанников.
6. Виды внутреннего контроля:
· предварительный - предварительное знакомство
· текущий - непосредственное наблюдение за воспитательно-образовательным процессом
· итоговый - изучение результатов работы Детского дома, воспитателей за четверть, полугодие, учебный год.
7. Формы внутреннего контроля:
· Персональный
· Тематический
· Обобщающий
· Комплексный
8. Правила внутреннего контроля:
- внутренний контроль осуществляет директор детского дома или по его поручению заместитель по учебно - воспитательной работе, руководитель методического объединения, другие специалисты;
- в качестве экспертов к участию внутреннего контроля могут привлекаться сторонние (компетентные) организации (институты повышения квалификации данного региона), отдельные специалисты (воспитатели высшей квалификационной категории);
- директор издает приказ о сроках проверки, теме проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план - задание;
- план-задание устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутреннего контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности детского дома или должностного лица;
- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5- 10 дней с посещением не более 5 , занятий и других мероприятий;
- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к вопросу ВК;
- при обнаружении в ходе ВК нарушений законодательства РФ в области
образования, о них сообщается директору детского дома;
- экспертные вопросы и анкетирование воспитанников проводятся только в
необходимых случаях по согласованию с психологической и методической
службой;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения воспитателя, если в месячном плане указаны сроки контроля;
- в экстренных случаях директор и его заместитель по воспитательно-образовательной работе могут посещать занятия в группе без предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения занятий;
- в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения занятий ( экстренным случаем считается жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства об образовании)
9. Основания для внутреннего контроля:
· заявление педагогического работника на соответствие занимаемой должности;
· плановый контроль;
· проверка состояния дел для подготовки управляющих решений;
· обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области воспитания.
Результаты внутреннего контроля оформляются в виде аналитической справки,
справки о результатах внутреннего контроля или доклада о состоянии дел по
проверяемому вопросу или иной формы, установленной в детском доме.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и , при необходимости, предложения.
Информация о результатах доводится до работников детского дома в течение 7 дней с момента завершения проверки.
Педагогические работники после ознакомления с результатами внутреннего контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах внутреннего контроля.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию СТК или вышестоящие органы управления образования. По итогам внутреннего контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел: проводятся заседания педагогического совета или методического объединения воспитателей, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом.
Сделанные замечания и предложения фиксируются в документации , согласно номенклатуры дел детского дома. Результаты внутреннего контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются для заключения экспертной группы.
Директор детского дома по результатам внутреннего контроля принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутреннего контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников:
- иные решения в пределах своей компетенции.
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях воспитанников, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки
ЛИЧНОСТНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Личностно - профессиональный контроль - изучение и анализ педагогической деятельности отдельного воспитателя
В ходе персонального контроля руководитель изучает:
- уровень знаний воспитателем современных достижений психологической науки, профессиональное мастерство воспитателя;
- уровень овладения воспитателем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами воспитания;
- результаты работы воспитателя и пути их достижения;
- повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения.
При осуществлении персонального контроля руководитель:
- знакомится с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами ( тематическое планирование, которое составляется воспитателем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), планами воспитательной работы, дневниками, тетрадями воспитанников, аналитическими материалами воспитателя;
- изучает практическую деятельность педагогических работников детского дома через посещение, анализ занятий, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
- проводит экспертизу педагогической деятельности;
- проводит мониторинг воспитательно-образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации;
- организовывает социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование воспитанников и воспитателей;
- делает выводы и принимает управленческие решения.
Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
- обратиться в конфликтную комиссию СТК детского дома или вышестоящие органы УО при несогласии с результатами контроля.
По результатам персонального контроля деятельности воспитателя оформляется
справка
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
детского дома
Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки воспитанников, уровень сформированных общесоциальных умений и навыков, активизации познавательной деятельности.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с Программой Развития детского дома, проблемно - ориентированным анализом работы детского дома по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в регионе, стране.
Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы детского дома.
В ходе тематического контроля:
- проводят тематические исследования ( анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами детского дома, районным информационно - диагностическим центром, муниципальным центром психологической службы образования
- осуществляется анализ практической деятельности воспитателя, руководителей кружков и секции, воспитанников, посещение уроков, мероприятий, занятий кружков, секций; анализ документации
Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.
По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно - воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития воспитанников.
Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.
ГРУППО - ОБОБЩАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
Группо - обобщающий контроль осуществляется в конкретной группе
Группо - обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса
В ходе группо - обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно - воспитательной работы в отдельной группе:
· деятельность всех воспитателей
· включение воспитанников в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям
· стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении сотрудничество воспитанника и воспитателя
· социально - психологический климат в групповом коллективе
Группы для проведения группо - обобщающегося контроля определяются по результатам проблемно - ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
Срок группо - обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.
Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами группо - обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы детского дома.
По результатам группо - обобщающего контроля проводятся мини- педсоветы, совещания при директоре или его заместителе.
КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ
Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состояния дел и состоянии воспитательно-образовательного процесса в целом по конкретному вопросу.
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих воспитателей детского дома, под руководством одного из членов администрации. Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших воспитателей, инспекторов и методистов муниципального органа управления образованием, ученых и преподавателей областных институтов повышения квалификации, педагогических колледжей или институтов.
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом
проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы детского дома, но
не менее чем за месяц до ее начала.
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором детского дома издается приказ( контроль за исполнение возлагается на одного из членов администрации) и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.