Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - детский дом
(МКОУ Детский дом)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Детский дом
_______________ А.В. Мозгалёва
«___»_______ 201___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ МКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ
Сведения о документе
- Утверждено и введено в действие «15»__01__2013_г. приказ № 32-А_
- Принято на педагогическом совете Протокол № 5_ от «15»_01_____2013_г.
2013_ г.
1. Общие положения
1.1.Самоподготовка - один из важнейших моментов в воспитательно – образовательном процессе детского дома, это организованный процесс подготовки домашнего задания в условиях разновозрастного состава воспитанников
1.2.При организации процесса самоподготовки воспитанников педагоги ОУ в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом «Об образовании», решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания и образования детей, а также Уставом и локальными правовыми актами детского дома, приказами и распоряжениями директора.
2. Цель и задачи процесса самоподготовки
2.1. Основной целью процесса самоподготовки воспитанников является организация учебной деятельности воспитанников для подготовки к урокам в школе.
2.2. Задачи:
- учить воспитанников рационально распределять свое рабочее время;
- формировать навыки поиска дополнительной информации по заданной теме;
- учить пользоваться памятками-правилами, разработанными учителями по каждому виду
самостоятельной работы;
- стимулировать самостоятельную работу, задавая проблемные вопросы по изучаемой те-
ме;
- вырабатывать у детей потребность правильно вести запись домашнего задания;
- проверять выполнение домашнего задания и, по возможности, правильность выполнения;
- знать потенциальные возможности учебной деятельности каждого ребенка, примерный объем и уровень трудности домашнего задания по каждому предмету.
3. Организация самоподготовки
Самоподготовка - один из важнейших режимных моментов в учебно-воспитательном процессе детского дома.
До начала самоподготовки воспитатель:
3.1. проверяет, не было ли у воспитанников неудовлетворительных оценок и
прогулов в школе, при их наличии оперативно принимает меры
воздействия;
3.2. уточняет заданное домашнее задание (с учетом загрузки детей
планирует свои мероприятия на время самоподготовки);
3.3. стремится к тому, что бы перед выполнением домашних заданий
воспитанники погуляли, поиграли на свежем воздухе;
3.4. заранее продумывает план проведения самоподготовки (будут ли
групповые беседы, инструктажи и т. д., их содержание, чем планируется
занять детей, которым вообще не задано домашнего задания; подбирает
индивидуальные задания для «проблемных» детей; отбирает
упражнения для гимнастики для глаз и физкультминутки);
3.5. проверяет санитарные условия групповой комнаты (группа должна быть
чистой, проветренной, мебель аккуратно расставлена и т. д.);
3.6. гигиенические нормы максимального времени на приготовление
домашних заданий: учащиеся 1 класса-до одного часа, 2 класса-до 1,5
часов, 3-4 класса - до 2 часов, 5-6 класса - до 2,5 часа, 7-8 класса - до 3
часов, 9-11 класса - до 4 часов.
3.7. При проведении самоподготовки воспитатель должен:
3.7.1. посадить на самоподготовку в группу всех детей, имеющихся в наличии.
Отпускать детей на самоподготовку в спальни можно только в
исключительных случаях с разрешения завуча (успевающих в школе и
не имеющих замечаний по поведению);
3.7.2. проверить рабочие места воспитанников: на парте должен лежать
дневник, тетради, учебники, канцелярские принадлежности, контролировать, что бы воспитанники входили и выходили с группы по
разрешению воспитателя, сидели тихо, не мешая остальным выполнять
домашние задания;
3.7.3. во время самоподготовки категорически запрещается просмотр
телепередач и видеофильмов (только в исключительных случаях по
разрешению завуча);
3.7.4. при проверки выполнения домашнего задания обратить особое
внимание на подготовку устных предметов, качество ведения дневника.
Обязательно ведение тетради учета сдачи домашнего задания
(заполняется на каждой самоподготовке). Можно использовать разные
формы контроля выполнения домашнего задания: прямой контроль
воспитателя (проверить письменные задания, вопросы по прочитанном)
и задания в конце параграфа и т. д.), взаимоконтроль (сидящие за одной партой проверяют выполнение друг у друга), шефский контроль (старшие помогают младшим и проверяют у них выполнение домашних заданий), а также и другие варианты;
3.7.5. воспитанникам, не имеющим домашних заданий, или выполнившим их раньше остальных, воспитатель подбирает индивидуальные задания с
учетом задач воспитательной работы и интересами и способностями ребенка;
3.7.6. организационно самоподготовка состоит из трех основных этапов(частей). Во вступительной части воспитатель рассаживает детей, рассказывает, чем они будут сегодня заниматься, мотивирует их на выполнение домашних заданий. Здесь можно провести небольшую беседу.
В основной части воспитатель контролирует выполнение воспитанниками домашнего задания, при необходимости оказывает помощь. После выполнения домашних заданий воспитатель проводит мероприятия согласно своего плана.
В заключительной части воспитатель подводит краткие итоги самоподготовки, делает
объявления, уточняет дежурных, организует уборку групповой (поднять стулья, собрать мусор) и т. д.
3.7.7. при организации и проведении самоподготовки обязательно необходимо учитывать валеологические аспекты - чистота помещения, проветривание учебной комнаты,контроль осанки, наличие физкультпауз и гимнастики для глаз, рациональный порядок
выполнения заданий (средние, тяжелые, легкие предметы).
3.8. Неукоснительное соблюдение каждым правил запрета и правил разрешения.
Воспитанник должен усвоить, что нельзя:
-опаздывать на занятия;
-тратить не экономно время на самоподготовку;
-нарушать тишину;
-отвлекать товарища от работы;
-заниматься посторонними делами;
-обращаться с какими- либо просьбами и советами без надобности;
-выходить из кабинета, передвигаться по нему без разрешения;
-использовать методы работы вызывающие шум;
-создавать шум вне кабинета после получения разрешения выйти;
-беседовать с воспитателем в полный голос;
-давать громко консультацию;
-списывать у своих товарищей;
-уклоняться от выполнения части заданий;
-недобросовестно выполнять домашнее задание;
-считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по
возможности проверки самого воспитателя;
-при досрочном выполнении домашнего задания заниматься не учебной работой.
Воспитаннику разрешается:
-по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
-пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
-с позволения воспитателя до начала самоподготовки менять рабочее место;
-с согласия воспитателя выходить на время из кабинета;
-самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
-при необходимости обращаться шепотом за консультациями;
-оказывать помощь товарищам;
-делать перерывы для кратковременного отдыха;
-после выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной
литературой;
-подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом;
-проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
-при плохом самочувствии просить у воспитателя разрешения для дополнительного
отдыха;
-выполнять персональное задание учителя для уроков (доклады и т.д.);
-готовиться к предметным олимпиадам без ущерба для домашнего задания;
-читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения;
-после выполнения всех уроков готовить выступления для предметных кружков,
мероприятий;
-заучивать стихотворения для конкурсов.
3.9. Основные критерии оценки работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки:
3.9.1. своевременность начала и окончания самоподготовки;
3.9.2. присутствие на самоподготовки всех воспитанников;
3.9.3. подготовленность помещения к проведению самоподготовки;
3.9.4. дисциплина и порядок (на столах все необходимое, вход и выход по разрешению воспитателя, входят другие педагоги - дети встают, тишина и порядок);
3.9.5. предварительная осведомленность воспитателя об оценках и поведении
в школе, заданном домашнем задании;
3.9.6. регулярное ведение тетради учета сдачи домашних заданий, качество
контроля выполнения домашних заданий;
3.9.7. выполнение трех основных этапов и валеологических аспектов
самоподготовки;
3.9.8. организация занятости воспитанников, выполнивших домашнее задание.